"Афонская смута" - возникший в начале XX века спор о сущности имени Божьего - является значительным событием в русском богословии того периода. Существуют много работ, посвящённых философскому и богословскому освещению этого спора, в то время как история самой "смуты" освещена недостаточно.
Этот спор перерос в религиозное движение, охватившее приверженцев учения об имени "Иисус" накануне Первой мировой войны. Такими приверженцами были многие русские монахи на русском Афоне.
Так как в основе движения, получившего название "имяславия", находились сугубо догматические вопросы, касавшиеся исключительно толкования имени "Иисус", имяславие, по идее, должно было стать одним из фактов религиозно-догматических споров и не выходить за рамки богословских толкований. Однако споры приняли острые формы и повлекли резкую и совершенно неадекватную реакцию русского правительства и Святейшего Синода, выйдя далеко за пределы религиозной проблематики. Действия правительства и Синода были столь неоправданны, что вызвали полемику в российской прессе и, особенно, в Государственной думе. Именно этому вопросу, до сих пор почти не освещённому ни в светской, ни в религиозной историографии, уделено значительное место в данной публикации. Читайте подробности в статье А.Б.Миндлина на эту тему в прилагаемом файле.
|